vitalidrobishev (vitalidrobishev) wrote,
vitalidrobishev
vitalidrobishev

За порядок и правду. Светлой памяти Константина Петровича Победоносцева



23 марта 1907 года умер государственный деятель Константин Петрович Победоносцев

Честное, благородное имя правоведа, публициста, руководителя Священного Синода Константина Петровича Победоносцева до сих пор не получило должной оценки. А между тем, он разработал законы, которыми до сих пор пользуются в Польше и Финляндии, бывших областях Российской империи. Он был основателем системы церковно-приходских школ, которая оказалась гораздо эффективнее системы классических гимназий. Кроме этого, он являлся воспитателем двух императоров - Александра III и Николая II.

Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке “тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом”. Отец готовил Победоносцева к священническому званию, но он избрал другую стезю. По окончании Училища правоведения он начал службу в московских департаментах Сената. В 1859-65 гг Константин Петрович стал профессором-юристом Московского университета. Его курс “Гражданского права”, выдержавший 5 изданий, превратился в настольную книгу многих юристов.

Оставив профессорскую должность, Победоносцев переселился в Петербург и всецело посвятил себя государственной службе: в 1868 году стал сенатором, в 1872-м - членом Государственного совета. По свидетельству известного адвоката А.Кони, речи Победоносцева в Государственном совете и Сенате производили сильное впечатление на слушателей, поражая своей безукоризненной логикой и ясностью. В тот же период Константин Петрович активно занимался научно-публицистической деятельностью, опубликовал 17 книг, множество статей, переводных сочинений по истории и юриспруденции.

В 1865 году Победоносцев был вначале назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику престола Александру Александровичу, будущему Александру III, а позже — к Николаю Александровичу - Николаю II, оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований. Константин Петрович был автором манифеста 29 апреля 18881 года “О незыблемости самодержавия”. Он также был одним из создателей тайной правительственной организации “Священная дружина”. В 1880 году он был назначен обер-прокурором Священного Синода и пребывал на этом посту в течении 26 лет.

В 1896 году в “Московском сборнике” Победоносцев подверг критике основные устои современной ему западно-европейской культуры и принципы государственного устройства, видя основные пороки в “народовластии и парламентаризме”, ибо они “родят великую смуту”. Как христианский мыслитель, Победоносцев полагал, что философия и наука имеют статус вероятностных предположений, не могущих содержать в себе абсолютного, безусловного и цельного знания. С позиции Православия Победоносцев убедительно критиковал материализм и позитивизм. Он последовательно отстаивал идеал монархического государственного устройства, называя современную ему западную демократию “великой ложью нашего времени”.

Значительная часть литературного наследия Победоносцева посвящена критике нигилизма и либерализма, обличению безверия интеллигенции, что связано, по его мнению, с влиянием отвлеченного рационализма Запада, породившего “дикое варварство и анархию в Европе”. Коренным пороком западноевропейской мысли Победоносцев считал веру в “исконное совершенство человеческой природы”, способствующую формированию людей “в чрезмерных ожиданиях, происходящих от чрезмерного самолюбия и чрезмерно, искусственно образовавшихся потребностей”.

В противовес демократическим теориям Победоносцев предлагал теологизированную монархическую концепцию. С его точки зрения, потребность во власти изначально заложена в природе человека. Возникшее в результате грехопадения раздвоение человеческой природы на доброе и злое начало рождает необходимость в государстве, той властной опоре, верховном судье в борьбе за порядок и правду против зла. Выступая за неограниченную монархическую власть, Победоносцев оперировал к народному духу, который, как он полагал, изначально содержит и в будущем будет содержать идею монархической организации российского общества. Как монархист, он видел свой исторический идеал в медленном, постепенном развитии общества, мирном органическим движении, не прерываемом никакими насильственными катаклизмами. Крепкая семья и патронирующая роль государства по отношению к больным, слабым и непредусмотрительным должны были выступать гарантом стабильности.

В начале 20 века влияние Победоносцева на политику правительства Российской Империи стало ослабевать. 17 апреля 1905 года Кабинет министров, несмотря на его возражения, утвердил “Указ о веротерпимости”. 19 октября того же года Константин Петрович был уволен от должности обер-прокурора Синода и 23 (н.ст.) марта 1907 года скончался в Петербурге.
Источник
Tags: история, россия
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments