vitalidrobishev (vitalidrobishev) wrote,
vitalidrobishev
vitalidrobishev

Categories:

24 октября - День памяти ракетчиков. Засекреченная катастрофа на Байконуре (1960 год)

photo_10-24-03.jpg

24 октября 1960 года на космодроме Байконур  в казахстанской степи произошла крупнейшая в истории советской,  да и мировой ракетной техники катастрофа.
В результате грубейших нарушений техники безопасности на космодроме произошел взрыв, унесший жизни 78 человек (по минимальным оценкам, по данным академика Б.Е. Чертока, в тот день жертв было больше — 126 человек), в том числе и командующего ракетными войсками стратегического назначения Неделина.

Катастрофа, которая повлекла за такое большое число человеческих жертв, была вызвана грубым нарушением правил техники безопасности во время подготовки к пуску и стремлением организаторов успеть осуществить запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику — очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Как и многие катастрофы в СССР, эта долгое время была засекречена. Первые упоминания о катастрофе появились в советской печати лишь в 1989 году.

В условиях холодной войны и гонки вооружений ракетная техника развивалась семимильными шагами. Едва ли не каждый год появлялись все более совершенные баллистические ракеты. Большие надежды советское руководство возлагало на проект баллистической ракеты Р-16. Ожидалось, что она будет лишена недостатков ранних моделей ракет (слишком долгая подготовка к запуску и невозможность долгого нахождения в заправленном виде).
Разработка новой МБР началась в ОКБ-586 под руководством конструктора  Михаила Янгеля.

В конце 1958 года начался Берлинский кризис, один из самых сложных эпизодов холодной войны в Центральной Европе. Советскому руководству особенно остро потребовались силовые аргументы. Когда Хрущеву доложили о возможностях ракеты Р-16, он высоко оценил перспективы и отметил, что при успехе проекта “оборона страны будет поставлена на прочную основу”.
Созданием нового образца занималось КБ Янгеля, которому дали все необходимое, в том числе, наработки в СКБ-385, связанные с морской тематикой. В то же время от бюро четко потребовали начать летно-конструкторские испытания в 4-м квартале 1960 года и приступить к серийному выпуску ракет в 1962 году.
Испытания Р-16 назначили на осень 1960 года.

Но спешка и испытания новейшей техники (на Р-16 использовались высококипящие компоненты топлива, что позволяло значительно продлить время хранения заправленной ракеты) плохо совместимы. За час до старта начались неполадки. Пиромембраны сработали, но не те и не там, где нужно. Старт пришлось отменить.

Неисправности были достаточно серьезными. Технически ракету можно и нужно было снять со стартового стола, однако тогда пришлось бы сливать с нее топливо, перебирать двигатели, а из-за агрессивности используемого топлива проводить нейтрализацию баков и магистралей, заменять все имеющиеся уплотнители — их создатели гарантировали, что при прорванных защитных мембранах в магистралях все уплотнители продержатся не больше 24 часов. На подготовку к запуску второй ракеты Р-16 понадобилось бы не меньше месяца. По этой причине было принято решение заменить главный распределитель, отсечные клапаны газогенератора и продолжить работы с ракетой. Утром 24 октября сработавшие пиропатроны поменяли при помощи обычного паяльника.

При этом ракета уже была заправлена и могла находиться в подобном состоянии не более суток. Позже пришлось бы сливать топливо и прочищать все баки и переборки. Эти работы заняли бы месяц.

На первый пуск новой МБР приехал главный маршал артиллерии Неделин, командовавший всеми ракетными войсками стратегического назначения. Он был одним из инициаторов доработки ракеты прямо на старте, предложив поправить неполадки прямо на заправленной ракете и перенести время старта на 24 октября.

Весь день техники вносили доработки: заменили пиропатроны, а также внесли коррективы в главный распределитель систем управления 1-й ступенью ракеты. Всё это время маршал Неделин с группой конструкторов, а также руководителей космодрома Байконур, сидели на табуретках в нескольких десятках метров от заправленной ракеты.
Не ушли они даже тогда, когда была отдана команда на подрыв пиромембран топливных баков. Около 7 часов вечера объявили 30-минутную готовность, программный токораспределитель перевели «в ноль» (чтобы исключить ложные срабатывания пиропатронов). И тут внезапно (из-за замыкания контактов запуска пиростартера) включился двигатель 2-й ступени. Его струя ударила прямо в топливные баки и бак окислителя. Стартовую площадку мгновенно залило морем огня.



Все, кто сидел с Неделиным и работал с ракетой, погибли. Поскольку главный конструктор Янгель чудом спасся, за несколько минут до взрыва отойдя в курилку. Теперь ему предстояло сообщить Хрущеву о крупнейшей аварии в истории ракетной техники.

И дело было не только в количестве погибших, но в званиях и чинах погибших.. Помимо военнослужащих и техников, обслуживавших ракету, погибли — командующий РВСН маршал Неделин, заместители Янгеля — Концевой и Берлин, главный конструктор ОКБ-692 (занимавшийся системами управления) Коноплев, заместитель начальника Байконура Носов, начальники двух управлений космодрома Григорьянц и Осташев, заместитель главного конструктора ОКБ-456 (занимавшийся разработкой двигателей) Фирсов, заместитель председателя государственного комитета Совмина по оборонной технике Гришин. Начальник Байконура Герчик чудом выжил, получив серьезные ожоги.

Ненадолго отлучившийся перед стартом главный конструктор ОКБ-586 М. К. Янгель чудом остался жив. Он решил внезапно покурить и, чтобы не подавать дурного примера подчинённым, отошёл в курилку. Вместе с ним в курилку отошли Иосифьян (член Госкомиссии, главный конструктор и директор ВНИИЭМ) и не куривший Богомолов (член Госкомиссии, главный конструктор ОКБ МЭИ). По версии Б. Е. Чертока, они хотели уговорить Янгеля прекратить работы на заправленной ракете. Это спасло им жизнь.

Среди выживших многие получили страшные ожоги. Их сразу же отправляли в госпитали. Трупы складывались в специальном помещении для дальнейшего опознания. Это было нелегко, так как многие погибшие были обезображены до неузнаваемости. Например, на месте гибели Неделина смогли найти только оплавленную звезду Героя Советского Союза, остановившиеся в момент взрыва часы и маршальский погон, а Коноплёва опознали по росту (он был самым высоким на площадке)


Маршал Митрофан Неделин

Неблагодарную миссию по информированию о случившемся Н. С. Хрущева взял на себя Янгель. В Кремль ушла телефонограмма:
24 октября 1960 года.

В 18:45 по местному времени за 30 минут до пуска изделия 8К-64, на заключительной операции к пуску произошёл пожар, вызвавший разрушение баков с компонентами топлива.

В результате случившегося имеются жертвы в количестве до ста или более человек. В том числе со смертельным исходом несколько десятков человек.

Глав. маршал артиллерии Неделин находился на площадке для испытаний. Сейчас его разыскивают.

Прошу срочной мед. помощи пострадавшим от ожогов огнем и азотной кислотой.

Янгель
«Пурга»-3
аппарат т. Неделина

Всего жертвами неудавшегося запуска стали 78 человек (встречаются и другие данные, в частности, 84 человека, 92 и даже 126 погибших, однако официально Госкомиссия насчитала 78 жертв, эти данные были подтверждены повторным пересмотром уже после распада СССР). Той же ночью на Байконур вылетела правительственная комиссия во главе с Брежневым. Янгель уже готовился распрощаться с креслом главного конструктора (через несколько дней после катастрофы у него случился инфаркт), но наказывать никого не стали. К следующим запускам было решено создать строгую систему мер безопасности, которые исключат повторение подобных трагедий.

Информацию о катастрофе строго засекретили. Гибель маршала Неделина, похороненного в Кремлевской стене, была списана на некую авиакатастрофу. Хотя кое-какие слухи на Запад всё же просочились,Ууже 8 декабря 1960 года итальянское новостное агентство «Continentale» сообщило, что маршал Неделин и ещё 100 человек погибли при взрыве ракеты. 16 октября 1965 года британская газета «The Guardian» сообщила, что разоблачённый шпион Олег Пеньковский подтвердил данные о катастрофе.
В СССР официально признал катастрофу только в 1989 году, впервые опубликовав информацию о ней.



Ровно через три года — 24 октября 1963 года, на Байконуре вновь произошла катастрофа, тоже при запуске МБР. Погибло 8 человек. С тех пор этот день стал считаться у ракетчиков и космонавтов несчастливым — никаких запусков в эту дату больше не производится.

Согласно приказу главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) от 1999 г. № 210 24 октября в РВСН объявлено Днем памяти ракетчиков
Tags: история, катастрофы, ссср
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →