Как то в конце 90-х неподалеку от моего дома на несколько дней была размещена экспозиция с восковыми фигурами. Конечно, они не были подлинными экспонатами из музея мадам Тюссо, но реалистичность зашкаливала — к некоторым хотелось подойти и пообщаться
. Именно эта выставка показала мне возможности профессиональных скульпторов и гримеров. Запомнился и Николай II — довольно худощавый мужчина, невысокого роста, вполне приятной внешности. Рассматривать их можно было бесконечно, поэтому бывал там не раз — пока выставка не закончилась. А мадам Тюссо, которая основала 200 лет назад Музей восковых фигур, называют женщиной, оживившей историю.
Воск и платья
Когда статистикам было нечем заняться, они подсчитали, сколько людей посетило Музей мадам Тюссо со времен его основания. Оказалось, что это количество давным-давно перевалило за полмиллиарда. Основное здание находится в Лондоне, но, помимо него, есть еще 19 филиалов, расположенных в США, Европе, Азии и Австралии (примечательно, что в России нет ни одного).
Большая часть фигур изготовлена на основе одних и тех же форм, но, в то же время, полностью одинаковых нет — каждый “житель” музея имеет свои уникальные черты, да и экспозиции подобраны так, что в Вашингтоне, например, можно познакомиться с целой плеядой американских президентов. В Лос-Анджелесе вы их не увидите, но зато там на суд зрителя представлены реалистичные копии звезд мирового кинематографа. Если подсчитать, сколько стоят все фигуры (а их более 1000), то получится впечатляющая сумма — более $2 млрд.
Восковые фигуры музея мадам Тюссо
Рабочий день в музеях начинается очень рано. Каждое утро в залах толпятся костюмеры и парикмахеры, визажисты и прочие специалисты, целью которых является ежедневный уход за восковыми клиентами. Неудивительно, ведь посетителям разрешается подходить к фигурам, делать с ними фото, прикасаться — и в итоге нет-нет, да потечет воск по впалой щеке. Утрирую, но на поддержание “товарного вида” действительно работает целый штат сотрудников
. Поправляют выбившиеся из сложных причесок локоны, подводят глаза и губы, даже одежду, в которую облачены экспонаты, тоже меняют — иногда приходится, благо, что в особых гардеробах при музее хранятся точные копии этих костюмов. Между прочим, иметь собственную восковую копию в Музее весьма почетно, а потому недостатка в оригинальных костюмах салон мадам Тюссо давно уже не испытывает — знаменитости охотно отдают одежду для восковых скульптур. Королевская семья и вовсе сделала традицией шить свадебный наряд в двух экземплярах — второй всегда готов к отбытию в музейные мастерские.
Работа с “новичками”
В Музей не попадают по собственному желанию. Ежегодно он пополняется примерно двумя десятками новых фигур, но на суд специальной комиссии обычно представлено гораздо большее число кандидатов. По сути, в Музее есть свой ”суд присяжных” — комиссия тоже состоит из 12 человек, которые и выбирают “новичков”.
Советские вожди из Музея Тюссо
Когда выбор сделан, начинается согласование со знаменитостью или ее потомками-представителями. В случае одобрения (а отказы случаются очень редко) специалисты проводят десятки замеров, делают сотни фотографий, выбирают позу, которую примет будущая восковая копия, а затем создается металлический каркас. По сути, это первое воплощение, которое в дальнейшем покрывается слоем глины, постепенно превращаясь в скульптуру. После высыхания с нее делают гипсовый слепок, который после снятия служит формой для воска.
Расплавленный воск заливают, ждут, пока он застынет, убирают гипс — и начинается волшебство. Несколько мастеров работают над восковой болванкой, придавая ей черты лица живого человека и добиваясь практически идеального сходства с оригиналом. Работа с волосами тоже занимает огромное количество времени, ведь приходится крепить более 100 тысяч натуральных волосков. Детальность проработки поражает: даже кровеносные сосуды на глазах мастера повторяют при помощи тончайших шелковых нитей. Кропотливая работа по созданию одной фигуры занимает как минимум месяц, а стоит такой экспонат не менее 50 тысяч долларов.
Тематические залы
Если бы в музее все экспонаты были расположены как попало, то рассматривать, а особенно пытаться вникнуть сходу в историю их прообразов, было бы весьма проблематично. Музей мадам Тюссо, как и прочие, разбит на множество тематических залов. Самый большой — “Мировая арена” — знакомит посетителей с известными личностями, в основном главами стран, представителями разных времен и народов. Каждый из оригиналов чем-то заслужил здесь свое место, и неважно, какая в мире политическая обстановка.
Гитлер из Музея Тюссо
Здесь их копии вполне мирно сосуществуют друг с другом, создавая видимость добрососедских отношений. “Ночь премьеры” погружает своих гостей в мир режиссерской фантазии, и дает возможность постоять рядом с Терминатором и прочими героями культовых фильмов. Но есть в Музее зал, который стоит особняком среди прочих “уникальностей”. Это Кабинет ужасов.
Говорят, что когда-то мадам Тюссо наткнулась на газетную заметку о преступлении. Жестокое убийство поразило женщину до глубины души. Она долго думала, как привлечь внимание общественности, и в итоге решила создать экспозицию, в которой будут воспроизведены преступления, вызвавшие широкий резонанс. Так родился Кабинет ужасов. Сейчас в нем помимо восковых фигур находятся загримированные актеры, которые для поддержания общей атмосферы могут неожиданно вскрикнуть или неожиданно схватить посетителя за руку. Местечко для любителей пощекотать нервы — лично я не рискнул бы там прогуляться. Но находятся и экстремалы со стальной нервной системой, которые готовы переночевать в Кабинете, и выложить за это сомнительное удовольствие 100 фунтов.
Но все это ждет посетителей в стенах музея. У входа же их встречает сама мадам Тюссо, точнее, ее восковая копия. Женщина решила не показывать себя во времена своего расцвета — скульптура изображает ее в возрасте 81 года. Так она и стоит — невысокая старушка, одетая в скромное темное платье. О результате ее работы, знаменитом музее, наслышаны многие. А вот биографией самой мадам мало кто интересовался.
Начало
Это сейчас ее знают, как мадам Тюссо, а в 1761 году на свет появилась просто Анна Мария Гросхольц. Она никогда не знала своего отца — он погиб во время Семилетней войны за несколько месяцев до рождения дочери. Матери было сложно поднимать детей в одиночку, поэтому она не стала пренебрегать предложением доктора Филиппа Вильгельма Куртиуса, и вскоре женщина поступила к нему на должность экономки. Девочка же росла в доме Куртиуса, и становилась невольной свидетельницей его работы, а затем и хобби — он создавал восковые анатомические модели, а впоследствии принялся изготавливать на заказ скульптуры для знати со средним уровнем дохода: денег на то, чтобы заказать собственное изваяние в камне или металле, у них не было, но увековечить себя, любимого, хотелось. Потому они и становились клиентами Куртиуса.
Под его руководством Мари, как тогда называли мадам Тюссо, начала изучать скульптуру. В отличие от своего наставника девушка не пыталась создавать мелкопоместных дворян, предпочитая им известных людей, включая членов королевской семьи. Ее искусство оценили по достоинству: семья монарха была в прекрасных отношениях с мастерицей, и вскоре она была приглашена жить во дворец, а заодно обучать лепке сестру Людовика XVI. Грех было упускать такой подарок судьбы, и Мари почти десять лет живет в Версале, обрастая нужными знакомствами и упрочивая связи. Вскоре среди придворных стало модным иметь дома свою восковую копию, так что и Мари, и ее учитель были на долгие годы обеспечены работой, приносящей хороший доход.
Мария Антуанетта
Войны и революции всегда меняют жизни людей. Анна Мария Гросхольц не стала исключением: Великая французская революция принесла ей много бед. Все началось с ареста в 1789 году — ее сочли особой, сочувствующей старому режиму, и вынесли приговор: смертная казнь. Гильотина уже ждала, но казнь отменили — Мари была единственным скульптором, который, на взгляд новой власти, мог сделать посмертные маски с Робеспьера и прочих. Кроме революционера, Анна Мария делала маски с Марии Антуанетты и других членов королевской семьи. Казни шли практически беспрерывно, и мастерице порой приходилось самой искать головы казненных. Не хватало волос для создания восковых копий, и женщина ухитрилась выбить себе разрешение: она ходила в тюремные подвалы и срезала их с голов тех, кому они уже никогда не понадобятся. Постепенно с нее сняли все обвинения, и она вернулась в мастерскую Куртиуса.
Наставник Мари скончался в 1794 году. Согласно его завещанию, вся коллекция восковых фигур и мастерская, принадлежавшие Куртиусу, переходили к его талантливой ученице. Жизнь понемногу налаживалась — в 1795 году она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Увы — видимо, за яркий талант приходится платить равную цену, и в семье царил раздор. В течение восьми лет брака, за которые у пары родились двое сыновей, мужчина проигрывал в карты и пропивал все, что Мари удавалось заработать на проведении выставок и продаже восковых скульптур. К тому же пронесся слух, что вскоре все частные коллекции будут национализированы. В итоге мадам Тюссо решает не дожидаться “грозы” и делает выбор: в 1802 году она забирает свою коллекцию и старшего сына, и уезжает из Франции. Ее цель — Англия и Ирландия, где она долго путешествует, проводя многочисленные выставки. К уже имеющимся 120 фигурам добавились любимые герои англичан, в числе которых Ричард Львиное Сердце, Джордж Байрон и прочие. Примерно в этот же период на выставках начинают появляться не одиночные экспонаты, а целые сюжеты, в которых участвовало сразу несколько скульптур.
Младший сын, Франсуа, присоединился к матери после падения Наполеона. К тому моменту выставка путешествовала более 30 лет, и сыновья уговорили мадам Тюссо наконец осесть. В 1835 году был заложен “стационарный” музей на Бейкер-стрит, той самой улице, на которой Артур Конан Дойл поселил Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
В 1842 году мадам Тюссо делает собственную копию, которая до сих пор хранится в основанном ею Музее. Часть коллекции была разрушена, но у мадам хранились все шаблоны, поэтому ей удалось восстановить бесценные экспонаты. Женщина скончалась в 1850 году, но ее дело продолжили сыновья. С Бейкер-стрит в 1884 году пришлось уехать — слишком высока стала арендная плата. С того времени и по сегодняшний день музей находится на Мэрилебон-роуд, превратившись в одну из лондонских достопримечательностей.
Сама же мадам Тюссо — прекрасный пример того, что при помощи трудолюбия можно увековечить собственное имя даже в таком хрупком материале, как воск.
Journal information