vitalidrobishev (vitalidrobishev) wrote,
vitalidrobishev
vitalidrobishev

Categories:

Индекс инфляции



Как ни старалось российское статистическое ведомство приукрасить невеселую действительность, но все же вынуждено было обнародовать данные о том, что в январе–июле 2020-го продукты питания в РФ подорожали на 5%. В этот же период продуктовая инфляция в странах ЕС составила всего 1,6%.

Как известно, низкая инфляция – не новость для “загнивающего Запада”. Цены на большинство товаров там меняются крайне медленно, причем нередко – в сторону понижения. В некоторых странах ЕС периодически возникает дефляция, падение цен. При этом во многих европейских государствах, где отмечалась общая дефляция, стоимость продуктов в магазинах продолжала расти, а 1,6% роста цен на еду в целом по Евросоюзу на фоне общей инфляции в 0,3% выглядит очень существенным.

Но он в любом случае не сравнится даже с официальным российским. При этом можно сравнивать показатели не с ЕС в целом, а только с восточноевропейскими странами, но все равно получается, что обитатели РФ питаются все хуже. Например, в Польше, экономика которой по некоторым показателям близка к российской, продукты подорожали всего на 2,2%.

Для такой разницы в продуктовой инфляции есть множество причин. Между странами ЕС налажено “разделение труда” и эффективный товарообмен. В итоге Европа почти полностью обеспечивает себя всеми видами продуктов, кроме зерна. Тем временем в РФ, несмотря на все заклинания кремлевских пропагандистов о “продовольственной безопасности” постоянно увеличивается доля импорта, причем быстрее всего дорожают именно те сегменты, которые зависят от внешних поставок.
Сейчас этот процесс ускорился из-за ослабления курса рубля. Закрытие границ в результате “коронавирусных” ограничений также ударило по товарообороту с другими странами. Из-за серьезной зависимости от импорта на кошельках россиян этот процесс отразился сильнее.

Еще одна причина, по которой в РФ так быстро дорожают продукты, связана с характером потребления. Для нищего населения продукты питания – это один из важнейших компонентов потребительской корзины, их вес в индексе инфляции гораздо больше, чем в сытой Европе.
В таких условиях цены на еду растут быстрее, чем базовый уровень инфляции: 5% против опять же официальных 3% за январь–июль 2020 года. В других странах разрыв между общей и продуктовой инфляцией тоже есть, но он не всегда так заметен. К примеру, в Германии потребительские цены в целом выросли на 0,4%, а продукты подорожали на 0,5%. В Польше продовольственная инфляция вообще оказалась ниже общего роста цен на 0,5 процентного пункта.

Вдобавок ко всему РФ безнадежно отстает от Европы по уровню рыночной конкуренции, что тоже влияет на продуктовые ценники. Низкая конкуренция позволяет и производителям и посредникам чаще повышать цены. Тенденция особенно хорошо видна по овощам и фруктам, которыми РФ себя не обеспечивает. С октября по большинству позиций, за исключением разве что картофеля, стартует сезон импорта. Точные цифры пока предсказать трудно, но эксперты утверждают, что к Новому году цены на еду могут вырасти на 40%.

Даже сейчас, несмотря на урожайную пору ранней осени, некоторые продукты подорожали на 65% по сравнению с концом прошлого года. В том числе овощи и фрукты, которые летом обычно дешевеют. Так, лук и капуста подорожали более чем на 20%, картофель – на 44%, морковь – почти на 67% к декабрю прошлого года.
Сахар-песок, который производят из сахарной свеклы, прибавил 22%. Помимо искусственно занижаемого кремлевскими людоедами курса рубля, что приводит к подорожанию импортных продуктов, еще одна причина роста цен - падение потребительского спроса. В “успешно развивающейся” экономике РФ люди экономят на еде, поэтому объемы продаж овощей и фруктов постоянно уменьшаются. Чтобы сохранить приемлемую выручку, поставщикам и рознице приходится удерживать цены, отказываясь от сезонного снижения.

У производителей сейчас просто нет ресурса для понижения цен. Никто не собирается останавливать рост ни тарифов, ни налогов, ни цен на ГСМ. Все косвенные расходы производителей, поставщиков, логистов и розничной торговли продолжают расти. А маржа, которой они располагают, неуклонно сокращается. Выживать в таких условиях крайне тяжело всем участникам цепочки производителей и поставщиков - от поля и до прилавка.
Tags: продукты, экономика
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments