vitalidrobishev (vitalidrobishev) wrote,
vitalidrobishev
vitalidrobishev

Categories:

Русский календарь: 22 февраля 1653 года. Церковные реформы патриарха Никона



22 февраля 1653 года начата церковная реформа патриарха Никона. Итог — грандиозный религиозный раскол, последствия которого русская церковь не преодолела и по сей день.

С чего все началось? Амбициозный патриарх Никон организовал широкомасштабное исправление священных книг, в которые вкрались ошибки из-за многократного копирования. Чистка шла по греческим образцам. Исус превратился в Иисуса, произносить аллилуйя во время богослужений стали три, а не два раза, креститься начали тремя, а не двумя пальцами. Идеологических изменений реформа не несла, Символ веры остался тем же.

Главный политический аспект реформы заключался в  надежде завоевании Константинополя и возрождении Византийской империи с помощью и за счёт России. В связи с этим царь Алексей хотел наследовать со временем престол византийских императоров, а патриарх Никон хотел стать Вселенским патриархом.
Сам царь Алексей Михайлович был убеждённым грекофилом. В обширной переписке с восточными патриархами вполне определённо высказывается цель Алексея Михайловича — привести русскую церковь в полное единение с греческой. Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследника Византии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, быть может, освободит христиан от турок и станет царём в Константинополе, тоже заставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры.

Но в ту пору обрядность многое значила. Мышление людей все еще было магическим — и сохранилось таким даже в крестьянской среде конца XIX века.
Что уж говорить про середину XVII. Изменение обрядов спровоцировало невиданное прежде бурление.
Значительная часть иерархов церкви отнеслись к нововведениям патриарха резко отрицательно. Да и Никон вел себя достаточно хамски и бескомпромиссно. Диспуты перерастали в драки, но патриарх заручился поддержкой царя Алексея Михайловича.

В 1654 году, Никоном был созван церковный собор, в котором из 35 голосов 29 подтвердили решение о том, что исправление церковных книг необходимо проводить по греческому образцу.
В основу нового «Служебника» были положены венецианские издания греческого «Служебника» 1602 года. В 1654 году был издан тираж «Скрижалей» –перевод греческих правил церкви 1574 года издания.

Пожар разгорался медленно. Первые годы староверов вообще не трогали. Доставалось в основном никонианам, а не наоборот. Наиболее непримиримым оппонентом реформы стал протопоп Аввакум. Некогда друг и близкий соратник Никона, он имел большое влияние
на царя.
Глава же государства, хотя и выбрал сторону Никона, не хотел вредить Аввакуму, которого долго убеждал не то что даже отречься от прежних взглядов, а хотя бы просто не обличать реформу так яростно.

В 1655 году Никоном была устроена кампания, в которой он боролся с иконами, которые были написаны не по канонам, а с использованием элементов живописи, что, в свою очередь, было связано с влиянием запада на развитие русской живописи. «Непригодные» иконы публично сжигались. В это же время, специально созванным церковным собором были подтверждены реформы обрядов Никона.
В феврале 1656 года все, кто крестились на старый лад были подвержены анафеме.


Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

Де-факто раскол состоялся только в 1666–1667 годах. Аввакум наотрез отказался каяться во взглядах и поехал в ссылку. Несколько монастырей, включая Соловецкий, взбунтовались против нововведений.
Дошло даже до серьезных вооруженных столкновений между войсками и монахами.
Аввакума в итоге казнили через 15 лет уже при Федоре Алексеевиче — не столько за религиозные взгляды, сколько за оскорбление величества.
Узник написал новому царю, что его покойный отец — гад, еретик и гонитель веры Христовой.

Принято считать, что гонения на старообрядцев длились веками. В действительности они заняли около 15 лет и пришлись в основном на царствование царевны Софьи, которая распорядилась раскольников бить плетьми и ссылать в монастыри.

Но уже пришедший к власти Петр прекратил преследования, и староверы жили, не скрываясь и не таясь. Правда, платили чуть больше налогов.
А уже в конце XVIII века появилось единоверие — старообрядцам разрешили сохранить все старые ритуалы в обмен на признание Московского патриархата. Фактически единоверцы оказались некоторым аналогом украинских униатов (которые сохранили свои обряды, но перешли под управление Папы Римского).

Тем не менее большая часть старообрядцев сохранила настороженное отношение к никонианам и РПЦ. В советское время РПЦ официально сняла все анафемы с древлеправославных и более не считает их еретиками.
Tags: история, религия, русский календарь
Subscribe

promo vitalidrobishev май 26, 2016 13:51 230
Buy for 20 tokens
на фото: Абрау-Дюрсо Август 2018 Здравствуйте! Меня зовут Виталий.Я родился и все жизнь прожил в Москве.По взглядам я Русский патриот и националист, в хорошем понимание этого слова! Среди моих друзей и подруг всегда были люди разных национальностей и мы прекрасно находили общий язык. В друзья…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →