23 февраля 1922 года впервые был отмечен День РККА в РСФСР.
С тех пор в СССР, а по наследству и в России отмечается праздник, не приуроченный ни к какому значимому событию. Речь идет о Дне защитника Отечества.
В этот день действительно не произошло никаких великих побед, важных военных событий, просто так получилось, что праздником оказался именно этот день. Так сработал генератор случайных чисел. Тем не менее в советское время предпринимались некоторые попытки подвести базу под празднование 23 февраля.
День красной армии и флота стал широко праздноваться в РСФСР в 1923 году, как раз в пятилетнюю годовщину создания РККА. Однако логично было бы отмечать этот день 28 января, когда Лениным был подписан декрет о формировании рабоче-крестьянской красной армии.
По всей видимости, то ли про эту дату забыли, то ли слишком поздно спохватились и уже не успевали подготовиться к празднованию, а пять лет все же было важно отпраздновать, поэтому дату назначили на 23 февраля.
Впопыхах удалось найти пусть и сомнительный, но все же предлог для празднования — в этот день командующий армией Крыленко издал декрет «Социалистическое отечество в опасности».
В документе рабочих слезно просили записаться, наконец, в красную армию и оказать сопротивление наступающим немцам.
Однако таких воззваний и декретов было великое множество, и это выглядит явной попыткой постфактум за уши притянуть хоть какое-то событие к учрежденному празднику. В предвоенные сталинские времена была предпринята еще одна попытка объяснения праздника. Все же воззвание Крыленко даже тогда казалось недостаточным поводом для праздника, ведь такие дни обычно учреждают в честь великих побед или важных событий.
Поэтому в конце 30-х годов была сфальсифицирована версия победы над немецкими войсками под Нарвой. Якобы отряды трудящихся оказали такое сопротивление кайзеровским войскам, что те в ужасе отступили.
Однако это был уже чистейший фейк, без всяких натяжек. 23 февраля 1918 года никаких боев не было, а немцы вообще были в 150 километрах от Нарвы.
В действительности Нарву обороняли венгры Белы Куна и морячка Дыбенко, назначенного комендантом города, однако никакой обороны не получилось.
В начале марта немцы крайне малыми силами выдвинулись к Нарве, но этого оказалось достаточно, чтобы венгры и морячки разбежались кто куда, а Дыбенко бежал самый первый.
Причем он настолько струсил, что бежал через половину страны в Самару, где залег на дно, опасаясь попасть под трибунал, однако его отмолила его высокопоставленная любовница Коллонтай, которая добилась максимально мягкого наказания для дезертировавшего наркома — его лишь отправили в отставку и выгнали из партии.
Дыбенко
Тем не менее кое-какое событие 23 февраля действительно случилось, однако оно было настолько позорным, что про него до сих пор предпочитают не вспоминать. В этот день ЦК РСДРП(б) рассматривал немецкий ультиматум и Ленину с огромными усилиями все же удалось продавить на голосовании одобрение немецких условий. В этот день РСФСР согласилась на условия Брестского мира, более того, именно идиотская «дипломатия» большевиков привела к тому, что немецкие условия были многократно более тяжелыми, чем в самом начале переговоров о мире.
До 2006 года в России формально отмечался День победы красной армии над кайзеровскими войсками. Точнее, официальное название праздника — День защитника Отечества, а вот в пояснении к празднику говорилось об этой несуществующей победе.
В конце концов эта фантастическая формулировка была убрана из закона о праздновании и в настоящее время этот день празднуется уже не столько как день непосредственно военнослужащих, сколько неформальный праздник мужчин вообще.
А 23-е число осталось из-за привязки к сложившейся традиции. В большинстве постсоветских стран 23 февраля никакого праздника не отмечается, за исключением Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.
Journal information