В последние годы к личности Юрия Гагарина снова возник интерес. Идут споры о том, был ли он патриотом или русским националистом, а может быть, даже православным верующим.
В интернет из полузакрытых архивных фондов время от времени просачиваются откровенные заявления Гагарина, свидетельствующие о его политических взглядах, а его старые приятели то и дело вспоминают о необычных для Гагарин-мифа вещах. Пишут даже о связях Гагарина с некой «Русской партией».
Полет Гагарина состоялся 60 лет назад, с тех пор утекло слишком много воды, чтобы правильно понимать контекст и подоплеку, а кроме того, пониманию активно мешает миф о Гагарине. Мы воспринимаем его как улыбчивого и открытого парня, улетевшего к далеким звездам и благополучно вернувшегося.
Но мало кто думает о том, что этот полет, прежде всего, стал границей, разделившей старый большевизм 20-х годов и новый формат советского государства.
Русским повезло с тем, что научно-технический прогресс развивался хоть и бурно, но недостаточно бурно для того, чтобы запустить человека в космос раньше. Иначе никакой Гагарин в космос бы не полетел. Будь дело в 20-х годах, сразу после революции, в космос отправился бы Гагаринштейн, Гагаринский, Гагариньш или Гагаринян — жертва многовековой тирании великорусского подлеца, хама и держиморды.
Если бы полет состоялся в 30-е годы, в космос полетел бы Гагаринидзе или Гагаринишвили. Уже не жертва великорусских сволочей, а просто как настоящий джигит, витязь в тигровой шкуре вместо скафандра.
После войны можно было бы и русским, но там подоспело Ленинградское дело .
Одно из самых больших преступлений сталинского режима в послевоенное время, до сих пор ещё не осознанное российской общественностью, остаётся физическое уничтожение партийной, государственной и хозяйственной элиты русской национальности в 1949–1953 гг., которое в истории навсегда осталось под кодовым названием "Ленинградское дело".
Как справедливо отмечают современные эксперты, одновременно с этим "Ленинградское дело" является и одним из самых загадочных и мало изученных фальсифицированных судебных процессов.
По своей раскрученности оно уступает даже делу Еврейского антифашистского комитета, но уровень и масштаб несопоставимы. По Ленинградскому делу расстреляли не бродячих музыкантов, а русских занимавших очень важные посты.
Так, по делу были расстреляны, председатель Совмина РСФСР, председатель Госплана и т.д. О важности дела говорит и тот факт, что специально ради него в СССР вернули смертную казнь.
Зачем это делалось — понятно, с целью не допустить возникновения реальной русской фракции внутри ВКП(б).
Зато в 60-е уже русским стало можно. На евреев опираться было уже опасно — они все сочувствовали Израилю и Голде Меир, грузинских витязей в тигровых шкурах зачистили в высших эшелонах власти после смерти Сталина, латыши были нелояльны после присоединения Сталиным, поляков брать не имело смысла — у них свое государство, русские из «бывших» уже умерли или были убиты еще до войны.
В общем, взяли русского «из крестьян». Правда, до революции предки Гагарина жили в Петербурге, но поскольку сам он провел детство в деревне — сошло.
Второй важный момент — фамилия первого человека в космосе. Сейчас кажется, что в этом нет ничего особенного. Ну, Гагарин и Гагарин. С тем же успехом на его месте мог быть Иванов, Титов или Леонов. Однако в те дни со времен революции прошло даже меньше времени, чем сейчас со времен первого полета в космос.
Гагарины были известным княжеским родом в Российской Империи. Более того, недобитые в Совдепе Гагарины все еще были живы и проживали в США — на территории главного идеологического врага СССР. И это был важный момент. Это могло использоваться в пропаганде — государство рабочих и крестьян доверило стать первым человеком в космосе аристократическому сынку.
Более того, первый вопрос, заданный американскими журналистами на пресс-конференции после возвращения Гагарина на Землю: «А вы не родственник князей Гагариных, которые у нас живут?» И, несмотря на отрицательный ответ, о княжеском происхождении Гагарина все равно писали западные газеты.
И хотя Гагарин неизменно подчеркивал свое правильное происхождение от рабочих и крестьян, был и третий важный момент. Детство Гагарина пришлось на немецкую оккупацию. С одной стороны, из-за возраста это не было так страшно, с другой — он мог ходить в церковь при немцах, колядовать или мракобесничать другим способом.
Более того, брат и сестра Гагарина были угнаны немцами на работу. Кроме того, его отец не ушел из села перед приходом немцев (по официальной версии — заразился тифом от цыган, которые пили из его колодца), а работал в оккупации мельником (т.е. кормил врагов, практически).
Но самое страшное, что мог найтись какой-нибудь немец, да еще и из ФРГ, который вдруг вспомнил бы, что некогда жил в той деревне несколько месяцев, и написал бы что-нибудь нехорошее о детстве первого космонавта. «Партизан сдавал», «патроны подносил» и т.д. Риск был нешуточный, все предусмотреть невозможно.
В общем, в более суровые времена трюк с полетом в космос мог бы для Гагарина и не состояться. Тем не менее, СССР постепенно трансформировался из мясорубки в мясорубку с человеческим лицом, поэтому тут Гагарину повезло.
Несколько лет назад в сети появились документы с достаточно смелыми высказываниями Гагарина, из-за которых в нем заподозрили чуть ли не православного черносотенца.
Вот отрывок из выступления Гагарина на пленуме ВЛКСМ:«На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много».
Действительно, довольно радикальное заявление, даже несмотря на всеобщее смягчение нравов в 60-е годы. По рассказам приятеля Гагарина, военного летчика Петрова, Гагарин незадолго до выступления вместе с ним побывал в Троице-Сергиевой Лавре и там в беседе с настоятелем поинтересовался про макет храма Христа Спасителя, на что настоятель поведал ему историю о сносе и постройке бассейна.
Также обращает на себя внимание интерес Гагарина к войне 1812 года. Более того, по свидетельствам знавших Гагарина, он помнил немало песен, посвященных этой войне, и даже пел при них. Согласитесь, довольно необычно для советского человека. Известно, что Гагарин родом из Смоленской области — одного из центров партизанского движения во время нашествия войск Наполеона. Возможно, память о тех событиях сохранилась среди местного населения.
Был ли националистом сам Гагарин? По сравнению с каким-нибудь леволиберальным колумнистом, Гагарин вообще мракобес-черносотенец. Но, по сравнению с современным националистами, Гагарин недостаточно много говорил о проблемах русских в СССР.
Арка и храм — это, конечно, хорошо, но где же возмущение бедственным положением русских? Ну в принципе в те годы в СССР вообще понятие Русский национализм отсутствовало. Но, Гагарин демонстративно называл себя русским, о чем он сам и заявил в одном из телеинтервью (с прибавкой, что родился на «исконно русской земле, в Гжатском районе на Смоленщине»)
Надо понимать, что за речь на пленуме ВЛКСМ Гагарин во времена ленинские или сталинские вполне мог быть заклеймен великорусским шовинистом и царским опричником, вылететь из партии или вообще попасть под нешуточные репрессии
Даже по меркам 60-х обвинение в ошибочности политики партии, да еще и в таком крайне щекотливом вопросе, как религиозная политика, было весьма смелым. Упоминание Гагариным о клятвах космонавтов Ильичу — не более чем стандартный речевой ритуал, соблюдение норм этикета, поэтому Гагарин несколько ближе к националистам, чем к коммунистам.
Быть коммунистом в стране коммунистов крайне легко, а вот попробуй-ка возмутиться, да еще и публично, да еще и будучи перворанговой фигурой, используемой, в том числе, и для пропаганды коммунистических идей.
Согласитесь, для того, чтобы выступить с таким заявлением, будучи столь важной фигурой, нужна смелость не меньшая, а может, даже и большая, чем для полета в космос.
Journal information