vitalidrobishev (vitalidrobishev) wrote,
vitalidrobishev
vitalidrobishev

Categories:

Памяти Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального русского художника



14 апреля 1910 года умер Михаил Врубель — знаменитый русский художник, с легкой руки Блока прозванный «вестником иных миров».

Врубель родился в 1856 году. Его предки не относились к высшей аристократии, но не были и мужиками. Например, дед художника — тоже Михаил Врубель, в свое время дослужился до генерального звания в императорской армии. Отец Врубеля также был военным, а его мать приходилась дочерь вице-адмирала Басаргина, руководившего астраханским портом.

Когда Михаилу было три года, мать умерла. И позднее его отец снова женился. Семья очень часто переезжала в связи со службой отца. Мачеха происходила из интеллигентной семьи и много сил вкладывала в разностороннее воспитание пасынка. Благодаря ей юный Михаил заинтересовался живописью, театром и музыкой.
С мальчиком занимались частные учителя, однако в те годы ничто не говорило, что Врубель обладает феноменальным талантом. Да и сам он гораздо больше был увлечен театром, чем живописью.
После окончания гимназии юноша уехал в столицу, учиться на юридическом факультете. Однако в науке успехов особых не снискал, как и в карьере чиновника. Поэтому больше занимался репетиторством (он хорошо знал языки, особенно латынь). Один из клиентов и перевернул его жизнь. Работая репетитором в семье Пампелей, он вновь увлекся живописью под их влиянием. И в 24-летнем возрасте поступил в Академию художеств.

В начале 1884 года, так и не окончив Академию, молодой художник отправился в Киев. Там вместе с другими учениками киевской рисовальной школы он занимался «поновлением» прописыванием по контуру старых, оставшихся на стенах фресок. Но кроме «поновления», Врубель должен был создать и новые росписи, для чего подробно изучил многовековую иконографическую традицию древнерусского искусства, включая миниатюры в старинных Евангелиях. В этот период появляются работы художника, проявляющие всю глубину познания и проникновения Врубеля религиозной темой.


Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885

По настоятельному совету врачей которые заметили болезненный вид и рассеянность у Михаила Врубеля, отправил в Италию для отдыха. Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомы

Однако учебное заведение он так и не окончил, поскольку его пригласили участвовать в реставраторских работах в одной старой киевской церкви.
Ему заплатили большой гонорар, и художник осел в Киеве, без памяти влюбившись в супругу своего нанимателя. Тогда же стали проявляться первые признаки некоторой психической нестабильности — Врубель резал себя ножом, дабы избавиться от любовных страданий.

Он вел довольно сумасшедший образ жизни, то богемно пьянствуя, то предаваясь неистовой аскезе. Самая примечательная история того времени — как Врубель наплел своему нанимателю и другим художникам, что у него умер отец. Они скинулись на дорогу, на похороны, и Врубель уехал. А на следующий день туда приехал навестить его живой и здоровый отец…

Вскоре Врубель увлекся какой-то циркачкой и перебрался за ней в Москву, где вошел в круг местной богемы. Не имея в тот момент известности в качестве художника, ему благодаря дружеским связям удалось попасть в качестве одного из иллюстраторов в юбилейное издание сочинений Лермонтова. Там впервые появился его знаменитый Демон.

Однако публика стиля Врубеля поначалу не приняла. Попав под шквал критики, Врубель только укрепился во мнении, что он истинный непонятый гений, а все вокруг идиоты.
Тогда же появилось отдельное полотно «Демон сидящий». Врубель был хорошо знаком с Мамонтовым, который покровительствовал искусствам и самому Врубелю. Периодически меценат заказывал ему картины и привлекал к оформлению своих особняков.


«Демон сидящий» (1890)

Врубель долгое время пытался прибиться к влиятельным тогда передвижникам, но они либо не брали его работы на выставки, либо брали, а потом подвергали жесткой критике. Тем не менее ему удалось сделать себе имя. Художник женился на оперной певице, у него родился сын (умерший в возрасте двух лет). В то же время опять начали проявляться признаки психического расстройства. В этот период он вернулся к теме Демона.

Во время работы над «Демоном поверженным» художник неделями не выходил из дома (лишь на несколько минут подходя подышать к форточке), ни с кем не разговаривал и вообще вел себя крайне странно.
Картина, несколько раз уже законченная, все никак его не удовлетворяла, и он переделывал ее. Он перестал спать, стал неистов и постоянно возбужден. В итоге все начали понимать, что художник сходит с ума. Хотя экспозиция в конце концов состоялась, он все продолжал ее переписывать.


«Демон поверженный»

Врубеля показали врачам, и они поставили неутешительный диагноз — третичный сифилис. То есть началась та стадия не леченого заболевания, при которой поражаются внутренние органы и мозг больного. А Врубель, в свое время известный беспорядочным образом жизни, подхватил сифилис еще в начале 90-х.

Известия о душевной болезни художника переменили отношение критиков. Мирискусники признали его своим, Бенуа, раньше неистово критиковавший, теперь хвалил его и даже организовал выставку его работ. В это время Врубель уже находился в частной психиатрической клинике. Его одолевали мания величия и приступы безумия, выражавшиеся не только в неистовом возбуждении, но и в разрывании по клочкам своей одежды.

Через несколько месяцев лечения его состояние улучшилось, к нему даже стали пускать посетителей. Но медицина той эпохи не могла излечить столь запущенное заболевание. Ухудшение здоровья было лишь вопросом времени.
Зимой 1903 года его выписали из клиники. Но вскоре умер его двухлетний сын, и Врубель опять впал в сумасшествие. На этот раз он находился в рижской клинике. Вместо мании величия его одолевали мания самоуничижения и галлюцинации.

В фантастических картинах Врубеля, напоминающих образы сновидений, начинают все больше проявлять себя "ночные" тревожно-загадочное состояние художника. Один из критиков отмечает это даже в портретах его жены. «Врубель был женат (с 1896 г.) на одной из самых выдающихся русских певиц, Надежде Ивановне Забеле



«Царевна-Лебедь» 1900 — картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).

Михаил Врубель проводил в Абрамцево больше времени, чем другие художники Абрамцевского кружка. Он заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок «Частной оперы Мамонтова». Здесь он познакомился со своей будущей женой — певицей Надеждой Забелой, которая в то время выступала в мамонтовской опере. Художник придумал для нее эскиз костюма Царевны Лебеди из «Сказки о царе Салтане». А затем написал знаменитую картину, для которой позировала Забела.

Из Риги в 1904 году больного перевезли в знаменитую клинику Усольцева, где знаменитый врач обнадежил друзей художника. По его словам, сифилис затронул у художника только спинной мозг, а его припадки, галлюцинации и т. п. объясняются тонкой и ранимой психикой творца. Усольцев настаивал на том, чтобы Врубель продолжал работать. Это на время помогло, галлюцинации отступили.



Вскоре художника отпустили из больницы. Критика в тот период уже относилась к нему как к живому гению — с соответствующим благоговением. В 1906 году Врубель во время моментов просветления успевает закончить последние картины: «Видение пророка Иезекииля» и портрет Брюсова. После этого он теряет зрение из-за атрофии зрительного нерва вследствие сифилитического поражения.
К тому времени Академия художеств приняла его в свои ряды, но вряд ли это кого-то волновало. После потери зрения состояние Врубеля ухудшилось, он галлюцинировал целыми днями, затем пересказывая другим содержание своих видений.

Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку.
Накануне смерти  14 апреля 1910 года Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств.
14 апреля 1910 года художник умер в возрасте 54 лет.
16 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
На похоронах выступил уже звездный поэт Александр Блок, назвавший его вестником иных миров, которые рождаются раз в столетие и перед которыми он трепещет.


Шестикрылый серафим (Азраил). 1904


«Сирень» (1900)


Декоративное панно «Утро» (1897)


«Полет Фауста и Мефистофеля» (1886)


Михаил Александрович Врубель (автопортрет)
Tags: искусство, история, художники
Subscribe

promo vitalidrobishev май 26, 2016 13:51 230
Buy for 20 tokens
на фото: Абрау-Дюрсо Август 2018 Здравствуйте! Меня зовут Виталий.Я родился и все жизнь прожил в Москве.По взглядам я Русский патриот и националист, в хорошем понимание этого слова! Среди моих друзей и подруг всегда были люди разных национальностей и мы прекрасно находили общий язык. В друзья…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →