vitalidrobishev (vitalidrobishev) wrote,
vitalidrobishev
vitalidrobishev

Categories:

Так начиналась советско-китайская "дружба". Договор от 31 мая 1924 года


Посол Советского Союза в Пекине Лев Карахан. 1925 год

31 мая 1924 года СССР и Китай подписывают договор "Об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой". Советская сторона добровольно отказывалась от всех привилегий, полученных царским правительством по прежним договорам.

Это был первый (!) равноправный договор Китая с европейской державой за всю его историю. Еще раз: первый равноправный договор — раньше китайцы неизменно оказывались всем должны, пока за дело не взялись гениальные красные дипломаты.

Договор гласил:

«Правительство СССР соглашается отказаться от специальных прав и привилегий, касающихся всех концессий, в какой бы то ни было части Китая, приобретенных царским прав, в силу различных конвенций, договоров, соглашений. Правительство СССР соглашается отказаться от прав экстерриториальности и консульской юрисдикции. Правительство СССР соглашается отказаться от русской части боксерского возмещения».

Построенная на русские деньги КВЖД была лакомым куском, но и ее большевики решили отдать в совместное управление — чтобы задобрить китайских товарищей.
С советской стороны договор подписал Лев Карахан-Караханян, с китайской — Веллингтон Ку (этнический китаец, сменивший имя). Китайцы в знак признательности даже решили сделать большевикам приятное и уволили значительную часть «царских кадров», которые могли быть «враждебно настроены к советской власти».

Поскольку теперь для работы на КВЖД необходимо было иметь либо советское, либо китайское гражданство, многие русские специалисты приняли советское. Это была большая ошибка — большая часть из них в 30-е годы попала в лагеря.
Вскоре Маньчжурия была оккупирована японцами и вокруг КВЖД стали возникать конфликты — стороны никак не могли поделить несколько десятков паровозов. В СССР не придавали такого значения КВЖД, как в дореволюционные времена, поэтому актив решили продать — как обычно, по дешевке.
Дорогу продали Манчьжоу-Го всего за 140 миллионов йен, из которых лишь треть была уплачена наличными, остальное — японскими товарами.
После окончания Второй мировой войны и разгрома Японии СССР вернул себе контроль над дорогой.

Однако Советы вновь начали заискивать перед китайцами, решив засыпать их ворохом подарков. Китайцы получали тонны оружия, льготные кредиты, лучших советских специалистов — все это безвозмездно. Но вишенкой на торте стала КВЖД.

Первоначально планировалось, что дорога будет находиться в совместном управлении 30 лет, а потом ее передадут китайской стороне.

Однако Сталин решил не ждать и с барского плеча одарил китайских братишек КВЖД и всем советским имуществом на общую сумму более полумиллиарда долларов.
Китайцам отошла не только железная дорога и все вагоны с паровозами, но и ремонтные заводы, недвижимость, школы.

Дело кончилось предсказуемо. Китай, получив от СССР все необходимое, демонстративно вытер ноги о московских коммунистов-многоходовочников, фактически разорвав отношения с СССР и объявив своим главным врагом советских ревизионистов (китайцы умудрялись дружить против Советского Союза даже с Америкой).



СССР своими собственными усилиями вырастил у себя под боком могущественного врага — и это, безусловно, один из главных провалов в советской истории.
Tags: истории, китай, ссср
Subscribe

Buy for 30 tokens
Вы вероятно считаете, что вам, как гражданину РФ тоже принадлежат наши недра? Наивный вы человек. Усаживайся поудобнее, мой наивный друг, протирай глаза и читай про одну очень интересную схему. Есть в нашей стране такое государственное АО как «Росгеология», задача которой, в одно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →