5 июня 1983 года советский теплоход «Александр Суворов» на полном ходу врезался в железнодорожный мост в районе Ульяновска. Жертвами столкновения стали более 170 человек. Эта авария фактически открыла десятилетие великих катастроф — техногенных аварий и стихийных бедствий, сопровождавших крах Советского Союза.
Теплоход «Александр Суворов» был построен в 1981 году чехословаками и приписан к Ростову. К моменту аварии он отработал на маршруте всего год. Речные круизы пользовались популярностью в СССР, так что недостатка в пассажирах обычно не было. 5 июня 1983 года корабль шел из Ростова-на-Дону в Москву.
На борту было более 400 человек, точное количество так и не установлено, поскольку некоторые члены экипажа взяли в рейс друзей.
Около 22 часов вечера корабль на полном ходу врезался в несудоходный пролет железнодорожного моста. Причины этого так и не были выяснены. События развивались следующим образом.
Капитан судна спокойно спал у себя в каюте перед тем как заступить на ночную смену. Кораблем управлял штурман Митенков. Он с самого начала вел судно не в тот пролет и начал что-то подозревать лишь в непосредственной близи от моста.
Ситуацию усложнило и то, что на мосту по халатности не были включены сигнальные огни (причем в ходе расследования так и не удалось найти ответственных за это).
Кроме того, над пролетом была установлена будка путевого обходчика, которую штурман в сумерках мог визуально спутать с указателем нужного пролета.
В общем, перед самым заходом под мост Митенков связался с диспетчерами порта и уточнил у них габариты моста. Выяснив, что корабль под мостом не пройдет, Митенков не стал делать вообще ничего. Корабль на максимальной скорости продолжил движение.
В результате столкновения на полном ходу у корабля просто снесло практически всю верхнюю палубу. Те, кто находился на нижних палубах практически не пострадали. Однако многие пассажиры в это мгновение находились в кинотеатре или на танцплощадке, которые как раз располагались на самом верху и были просто сметены ударом.
В момент столкновения по железнодорожному мосту двигался грузовой состав, который от удара опрокинулся, и содержимое вагонов стало падать вниз, на корабль, засыпая его углем и зерном. Только по невероятной случайности на корабль не рухнул вагон с горючим, застрявший на мосту
Рухнувший мост
Жертвами столкновения стали по меньшей мере 176 человек — примерно треть от общего количества находившихся на борту пассажиров и членов экипажа.
Теплоход остановился не сразу, по инерции проплыв еще около трехсот метров. Верхней палубы просто не стало. Повсюду были только изуродованные и покалеченные люди.
... Сразу после ужина Владимир Петрович П. пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала: “Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим – сидим как тараканы...” Он отмахнулся, не захотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел.
Он ощутил удар. Какой-то растянутый, не резкий, но жуткий, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Владимир Петрович выскочил из каюты и бросился наверх по трапам, Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул.
Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: “Скажите маме, что я жива...” И тут же умерла. Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Лежала с проломленной головой...
Расследовать катастрофу прибыла правительственная комиссия во главе с будущим хозяином независимого Азербайджана Гейдаром Алиевым.
В 1983 году, эксперты пришли к мнению: четыре факта привели к катастрофе:
- халатность первого штурмана;
- халатность рулевого;
- отсутствие сигнальных огней на мосту, в темное время суток;
- на шестом пролете, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшее своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. Такой сигнал есть в виде ромба для судов идущих вниз по Волге, и прямоугольник для судов по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником.
Капитаны судов неоднократно писали в управление Куйбышевской железной дороги о том, что в районе моста сложилась аварийная ситуация. Вина железнодорожников в аварии была тоже. Следствие разыскало свидетелей заходивших в рубку и видевших замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Митенков шел 18-й раз под этим мостом и видимо чувствовал себя слишком уверено. Это погубило 176 человек.
В итоге главным виновником назначили капитана корабля Клейменова, который вообще находился в своей каюте. Митенков погиб и с него уже спроса не было, а Клейменову дали 10 лет. Его освободили по состоянию здоровья через 6 лет и буквально через несколько месяцев после этого он умер от сердечного приступа.
Крушение «Александра Суворова» стало первой ласточкой — после него практически каждые несколько месяцев случалась какая-нибудь напасть: аварии, землетрясения, атомные катастрофы, кровавые этнические конфликты на окраинах. СССР начал рушиться в буквальном смысле этого слова.
Памятник на месте гибели теплохода
Journal information