15 июня 1970 года группа советских евреев попыталась угнать пассажирский самолет, чтобы бежать на нем в Финляндию. Эти события вошли в историю как «Ленинградское самолетное дело».
В 60-е годы толпы советских граждан еврейской национальности устремились прочь из СССР, пытаясь эмигрировать ну хоть куда-нибудь. Фактически евреи были единственной группой, имевшей легальное право на эмиграцию из Советского Союза.
Однако желающих оказалось столько, что коммунисты начали воспринимать массовую эмиграцию как удар по советскому престижу. Евреям стали все чаще отказывать в получении выездной визы, из-за чего возникло целое диссидентское движение «отказников», боровшихся за свободу выезда в Израиль.
Постепенно эти люди начали объединяться в полуподпольные сионистские организации, где изучали иврит и еврейские традиции. В конце 1969 года у одного из членов такой группы, бывшего летчика Марка Дымшица, возникла идея захватить самолет и бежать из страны. Первоначально планировалось захватить Ту-124 на маршруте «Ленинград — Мурманск» и приземлиться в Швеции или Финляндиию
Организаторы акции изучали внутреннее устройство самолёта, возможный состав экипажа. В случае сопротивления необходимо было нейтрализовать как минимум 5 человек (столько входило в экипаж Ту-124), а также тех пассажиров, что попробуют помешать заговорщикам.
Однако Марк Дымшиц, которому не приходилось пилотировать самолёты подобного класса, через некоторое время заявил заговорщикам, что у него нет уверенности сможет ли он справиться с лайнером.
Кроме того, не удалось найти достаточно большого количества желающих рискнуть. Весьма скользким был и вопрос с нейтрализацией экипажа — что делать, если лётчики не испугаются и проявят характер? а кроме того значительную часть пассажиров составили бы посторонние люди, которые могли помешать плану.
Вместо этого решили захватить Ан-2, выкупив все билеты. По официальной легенде, такой подозрительный рейс (все пассажиры — евреи) собирались объяснить поездкой на свадьбу. Объяснить еврейскую внешность большинства пассажиров предлагалось просто: люди летят на свадьбу.
Отсюда появилось кодовое название — «Операция „Свадьба“
Помимо Дымшица, в захвате согласились участвовать 16 человек: 14 евреев и два русских диссидента — Алексей Мурженко и Юрий Фёдоров.Среди участников акции были жена и две дочери Марка Дымшица, диссидент Эдуард Кузнецов, к тому времени уже отсидевший семь лет за антисоветскую деятельность, а также несколько еврейских семей, рассчитывавшие таким образом покинуть Советский Союз.
Известно, что несколько заговорщиков по своим каналам выясняли мнение официального Израиля об этой акции — им настоятельно посоветовали не захватывать никаких самолётов.
Тем не менее никто не собирался отказываться от дерзкого плана: группа евреев и парочка сочувствующих им русских диссидентов, в назначенный час должны были погрузиться в самолет, связать экипаж и улететь. Чтобы избежать преследования, они планировали на малой высоте долететь до финской границы и там сдаться местным властям, созвав пресс-конференцию на тему притеснений евреев в СССР.
К 11 июня все билеты на рейс №179 «Ленинград — Приозерск — Сортавала» были скуплены Дымшицем и Кузнецовым. На подложные, разумеется, фамилии. Исходя из наблюдений Марка, заметившего, что оба пилота Ан-2 вооружены пистолетами и во время полета держат их при себе, принимается коллегиальное решение вооружиться ответно. Этот момент учитывался еще на стадии подготовки первого варианта операции «Свадьба», так что кое-какой арсенал у группы уже имелся.
Как вспоминал позже сионист Иосиф Менделевич: «Я настоял на том, чтобы Дымшиц на случай схватки с пилотами взял с собой самодельный револьвер, а мы — дубинки и кастет. Летчики на пограничных трассах имеют при себе оружие. И мы, следовательно, имеем право с оружием в руках отстаивать свою свободу.
Тем более, что в самолете окажутся только свои, не будет посторонних, которые могли бы невинно пострадать. Нас поставили перед необходимостью на насилие ответить насилием. Поэтому свои действия мы не рассматривали как акт воздушного пиратства
15 июня 1970 года все участники акции были захвачены у трапа самолета. КГБ давно знало об их планах. Большинство заговорщиков (за исключением женщин) получило различные сроки лишения свободы, двое были приговорены к смертной казни, однако после множества протестов организованными сионистским лобби во всём мире и вмешательства крупных государственных деятелей разных стран (Ричарда Никсона, Голды Меир и др.)
31 декабря 1970 года смертный приговор заменили 15-ю годами заключения. Позднее остальным также сократили сроки.
Израильтяне протестуют против вынесения смертного приговора участникам Ленинградского дела
В 1979 году нескольких еще сидевших в тюрьме участников несостоявшегося захвата обменяли на арестованных в США советских агентов; Рейган принял освобожденных евреев в Белом доме.
Больше всего в этой истории пострадали русские диссиденты, им дали такие же сроки и никто не требовал их амнистии, Поэтому дольше всех в советской тюрьме пробыл один из двух нееврейских участников акции — Алексей Мурженко, который освободился только в середине 80-х.
Позднее многие заговорщики говорили в интервью, что не собирались угонять самолёт, а просто хотели привлечь внимание к еврейской проблеме в СССР, но это сомнительно. Угоны самолетов из СССР тогда не считались в западных странах чем-то слишком уж предосудительным, и угонщикам обычно давали политическое убежище. Скорее всего, евреи действительно планировали захватить самолет и бежать в Финляндию.
Journal information