vitalidrobishev (vitalidrobishev) wrote,
vitalidrobishev
vitalidrobishev

Categories:

"Окаянные дни" Ивана Бунина: великому русскому писателю исполнился 151 год



22 октября 1870 года родился Иван Бунин выдающийся русский прозаик и поэт, непревзойденный классик русской литературы, лауреат Нобелевской премии по литературе, истинный патриот России, яростный антисоветчик и антиленинист.
Человек, не признавший власть большевиков и после Октябрьской революции вынужденный жить в эмиграции до конца жизни.


Иван Бунин очень, тосковал по России и с ностальгией говорил: «Сколько русских зачахли на чужбине. От бедности, от болезней? Не знаю, думаю – гораздо больше от тоски по Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов…».

Бунин появился на свет в октябре 1870 года в городе Воронеже, куда семья переехала, чтобы устроить старших сыновей в гимназию. Отец Бунина был помещиком и имел дворянское происхождение. Это наложило неизгладимый отпечаток на всё творчество Бунина— он стал последним певцом уходящего мира, дворянской культуры, которая уже пошла на спад в последней четверти XIX века, уступая перед агрессивным напором писателей-разночинцев.
Через некоторое время его семья перебралась в родовое поместье в Орловской губернии, где молодой Бунин жил до тех пор, пока не поступил в гимназию в Ельце, Липецкой губернии. Гимназию он так и не закончил, проучившись только несколько лет.

Талант Бунина был оценен не сразу. Россия быстро менялась и читательские вкусы менялись вместе с ней. Начавший писать примерно с Буниным в одно время Максим Горький сразу стал знаменитым благодаря крайне удачно подобранному образу простого босяка из народа. А путь Бунина к народному признанию оказался долгим и непростым.

Одно время он трудился в газете «Орловский вестник», благодаря которой удалось небольшим тиражом издать свой первый сборник стихов. Сборник достался всем подписчикам газеты бесплатно. Затем будущий писатель уехал в Полтаву, где был обыкновенным чиновником в губернской управе. Осознав, что живя в провинции добиться что-либо крайне сложно, он уехал в Петербург, дабы наладить связи в окололитературных кругах, и действительно ему вскоре — удалось познакомиться с рядом действительно известных авторов. Бунин продолжал писать, однако успех никак не шел к нему Если его произведения и замечали рецензенты, то особых восторгов они не проявляли.

В один период Иван Бунин сблизился с «подмаксимками» , которые старались подражать еще тогда молодому, но уже крайне популярному Пешкову (Горькому) . Сам Бунин ему никогда подражал, но был вхож в близкий круг Максима Горького вместе с Леонидом Андреевым, Вересаевым, Телешовым, Куприным. Дружба с Горьким продолжалась почти до самой революции, Бунин даже пару раз отдыхал у него на Капри. Но затем их дороги резко разошлись, и впоследствии пролетарский поэт Горький вспоминал о бывшем приятеле в нелицеприятном свете.

В 1903 году Бунин получил Пушкинскую премию за сборник стихов «Листопад» и переводы «Песни о Гайавате». Рекомендовал его на выдвижение премии сам Антон Павлович Чехов. Впрочем, Бунин все равно не стал знаменитостью, по-прежнему оставаясь в тени Горького и Андреева, которым платили намного большие гонорары и любое издательство готово было чуть ли не драться, чтобы их печатать.
Первым по-настоящему большим успехом стала «Деревня», опубликованная в 1910 году. Бунин стал наконец то известным автором, но все же не не писателем первой величины. Как это не удивительно, но всемирную известность ему принес Октябрьский переворот, который он так не принял всей своей душой. После переворота на оказавшегося в эмиграции певца ушедшей эпохи стали смотреть уже совсем другими глазами.

Зрелый возраст Бунина пришелся на предреволюционные годы, и он всегда с презрением относился к зараженным революционностью и левыми идеями литератора
м.
Благодаря этому Бунин был известен не только как мастер слова, но и как мастер чрезвычайно ядовитых характеристик, которые находились у него практически для каждого литератора Серебряного века.

Революцию Бунин не принял и бежал с Савеловского вокзала Москвы летом 1918 года. Он уехал в Одессу, где тогда еще стояли австрийские войска. Однако вскоре город заняли красные. Свою одесскую жизнь Бунин позднее воспроизвел в «Окаянных днях» — пронзительном произведении, пронизанном ужасом перед грядущим хамом и ненавистью к большевикам.
Свернуть
После взятия города белыми Бунин работал в ОСВАГ, но в конце войны, не дожидаясь подхода красных, уехал во Францию, где и прожил остаток дней. Именно в эмиграции Бунин написал свои самые знаменитые произведения и в 1933 году удостоился Нобелевской премии.



Бунин яростно ненавидел большевиков, его выступления на эту тему — непревзойденный образец, недостижимый никакими Эренбургами.

«Россия! Кто смеет учить меня любви к ней? Один из недавних русских беженцев рассказывает, между прочим, в своих записках о тех забавах, которым предавались в одном местечке красноармейцы, как они убили однажды какого-то нищего старика (по их подозрениям, богатого), жившего в своей хибарке совсем одиноко, с одной худой собачонкой.

Ах, говорится в записках, как ужасно металась и выла эта собачонка вокруг трупа и какую лютую ненависть приобрела она после этого ко всем красноармейцам: лишь только завидит вдали красноармейскую шинель, тотчас же вихрем несется, захлебывается от яростного лая! Я прочел это с ужасом и восторгом, и вот молю Бога, чтобы Он до моего последнего издыхания продлил во мне подобную же собачью святую ненависть к русскому Каину. А моя любовь к русскому Авелю не нуждается даже в молитвах о поддержании ее.

Пусть не всегда были подобны горнему снегу одежды белого ратника, — да святится вовеки его память! Под триумфальными вратами галльской доблести неугасимо пылает жаркое пламя над гробом безвестного солдата. В дикой и ныне мертвой русской степи, где почиет белый ратник, тьма и пустота. Но знает Господь, что творит. Где те врата, где то пламя, что были бы достойны этой могилы. Ибо там гроб Христовой России. И только ей одной поклонюсь я, в день, когда Ангел отвалит камень от гроба ее. Будем же ждать этого дня. А до того, да будет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам».

Иван Бунин говорил о Ленине:

«...Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек – и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?
На своем кровавом престоле он стоял уже на четвереньках; когда английские фотографы снимали его, он поминутно высовывал язык: ничего не значит, спорят!
Семашко брякнул сдуру во всеуслышание, что в черепе этого нового Навуходоносора нашли зеленую жижу вместо мозга; на смертном столе, в своем красном гробу, он лежал, как пишут в газетах, с ужаснейшей гримасой на серо-желтом лице: ничего не значит, спорят! ...""

Удивительно, что несмотря на все это, в СССР Бунин был самым почитаемым русским писателем из эмигрантской среды. Его произведения издавались в СССР миллионными тиражами, за исключением, конечно, «Окаянных дней».

В предисловиях редакторы обычно писали, что Бунин — выдающийся прозаик, просто, к сожалению, не принял великую Октябрьскую революцию.
Хотя сейчас популярны версии, что Бунин якобы мечтал о возвращении в СССР после войны, это ложь. Бунин, конечно, ностальгировал, но переехать в Советский Союз его не могло заставить ничто. Он прямо писал в одном из писем:

«Советский консул и старший советник посольства довели до моего сведения, что, если бы я поехал, я был бы миллионер, имел бы дачи, автомобили — и т.д. Я остался доживать свои истинно последние дни в истинной нищете, да еще во всяческих болезнях старости».

И позднее поставил окончательную точку уже после смерти Сталина:

«Хоть бы сто раз туда меня позвали, и была бы в Москве во всех отношениях полнейшая свобода, а я мог бы двигаться, все равно никогда не поехал бы я в город, где на Красной площади лежат в студне два гнусных трупа».


Цитаты из книги "Окаянные дни". как нельзя луше характеризуют мировозрение Ивана Бунина


***
Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...

***
Как они одинаковы, все эти революции! Во время французской революции тоже сразу была создана целая бездна новых административных учреждений, хлынул целый потоп декретов, циркуляров, число комиссаров — непременно почему-то комиссаров — и вообще всяческих властей стало несметно, комитеты, союзы, партии росли, как грибы, и все «пожирали друг друга», образовался совсем новый, особый язык, «сплошь состоящий из высокопарнейших восклицаний вперемешку с самой площадной бранью по адресу грязных остатков издыхающей тирании…» Все это повторяется потому прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций — бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна.

***
Ах, эти сны про смерть! Какое громадное место занимает смерть в нашем и без того крохотном существовании! А про эти годы и говорить нечего: день и ночь живем в оргии смерти. И все во имя «светлого будущего», которое будто бы должно родиться именно из этого дьявольского мрака. И образовался на земле уже целый легион специалистов, подрядчиков по устроению человеческого благополучия. «А в каком же году наступит оно, это будущее?» — как спрашивает звонарь у Ибсена. Всегда говорят, что вот-вот: «Это будет последний и решительный бой!» — Вечная сказка про красного бычка.

***

В сущности, всем нам давно пора повеситься, - так мы забиты, замордованы, лишены всех прав и законов, живем в таком подлом рабстве, среди непрестанных заушений, издевательств!

***
Страшно сказать, но правда: не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди. Как же тогда заседать, протестовать, о чём кричать и писать?

***
Во «Власти Народа» передовая: «Настал грозный час — гибнет Россия и Революция. Все на защиту революции, так еще недавно лучезарно сиявшей миру!» — Когда она сияла, глаза ваши бесстыжие?

***
Мужики, разгромившие осенью семнадцатого года одну помещичью усадьбу под Ельцом, ощипали, оборвали для потехи перья с живых павлинов и пустили их, окровавленных, летать, метаться, тыкаться с пронзительными криками куда попало.
Но что за беда! Вот Павел Юшкевич уверяет, что «к революции нельзя подходить с уголовной меркой», что содрогаться от этих павлинов – «обывательщина». Даже Гегеля вспомнил: «Недаром говорил Гегель о разумности всего действительного: есть разум, есть смысл и в русской революции».
Да, да, «бьют и плакать не велят». Каково павлину, и не подозревавшему о существовании Гегеля? С какой меркой, кроме уголовной, могут «подходить к революции» те священники, помещики, офицеры, дети, старики, черепа которых дробит победоносный демос?

***
Почему комиссар, почему трибунал, а не просто суд? Все потому, что только под защитой таких священно-революционных слов можно так смело шагать по колено в крови, что, благодаря им, даже наиболее разумные и пристойные революционеры, приходящие в негодование от обычного грабежа, воровства, убийства, отлично понимающие, что надо вязать, тащить в полицию босяка, который схватил за горло прохожего в обычное время, от восторга захлебываются перед этим босяком, если он делает то же самое во время, называемое революционным, хотя ведь всегда имеет босяк полнейшее право сказать, что он осуществляет «гнев низов, жертв социальной справедливости».

***
Впрочем, почта русская кончилась уже давно, ещё летом 17 года: с тех самых пор, как у нас впервые, на европейский лад, появился «министр почт и телеграфов». Тогда же появился впервые и «министр труда» — и тогда же вся Россия бросила работать. Да и сатана каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода.

***
Грузовик — каким страшным символом остался он для нас, сколько этого грузовика в наших самых тяжких и ужасных воспоминаниях! С самого первого дня своего связалась революция с этим ревущим и смердящим животным, переполненным сперва истеричками и похабной солдатней из дезертиров, а потом отборными каторжанами.
Вся грубость современной культуры и ее «социального пафоса» воплощена в грузовике.

***
Зачем жить, для чего? Зачем делать что-нибудь? В этом мире, в их мире, в мире поголовного хама и зверя, мне ничего не нужно.

***
Сен-Жюст, Робеспьер, Кутон… Ленин, Троцкий, Дзержинский… Кто подлее, кровожаднее, гаже? Конечно, все-таки московские. Но и парижские были неплохи.

***
Есть «Рабочая Марсельеза», «Варшавянка», «Интернационал», «Народовольческий гимн», «Красное знамя»… И все злобно, кроваво донельзя, лживо до тошноты, плоско, убого до невероятия…

***
…В красноармейцах главное – распущенность. В зубах папироска, глаза мутные, наглые, картуз на затылок, на лоб падает «шевелюр».

***
...Сатана каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода. Тогда сразу наступило исступление, острое умопомешательство.

***
«Съезд Советов». Речь Ленина. О, какое это животное!

Иван Бунин. Окаянные дни

А в 1957 году в Орле был открыт музей Ивана Алексеевича Бунина. Позднее, уже при Леониде Брежневе, в городе появилась мемориальная доска. Парадоксально, но факт, писатель, больше всех ненавидевший советскую власть до последнего своего вздоха, оказался самым признанным писателем-эмигрантом в СССР

Tags: история, литература, писатели, русские
Subscribe

  • С Наступающим!

    Всех Друзей и гостей моей страницы поздравляю с Наступающим Новым Годом или наступившим уже Новым Годом! Удачи и здоровья в Новом Году)) И самое…

  • Предновогоднее. Дед Мороз Степаныч

    К директору школы шумно вбежала взволнованная завуч Галина Петровна, облаченная в наряд Снегурочки: - Марья Ивановна, беда! - Что такое? –…

  • Оленья упряжка Санта-Клауса пролетела над Москвой

    Праздник приближается — из жарких стран оленья упряжка Санта-Клауса добралась и до России. Она пролетела над Москвой, 24 декабря сообщает…

promo vitalidrobishev may 26, 2016 13:51 229
Buy for 20 tokens
на фото: Абрау-Дюрсо Август 2018 Здравствуйте! Меня зовут Виталий.Я родился и все жизнь прожил в Москве.По взглядам я правый националист, в хорошем понимание этого слова! Среди моих друзей и подруг всегда были люди разных национальностей и мы прекрасно находили общий язык. В друзья я добавляю…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • С Наступающим!

    Всех Друзей и гостей моей страницы поздравляю с Наступающим Новым Годом или наступившим уже Новым Годом! Удачи и здоровья в Новом Году)) И самое…

  • Предновогоднее. Дед Мороз Степаныч

    К директору школы шумно вбежала взволнованная завуч Галина Петровна, облаченная в наряд Снегурочки: - Марья Ивановна, беда! - Что такое? –…

  • Оленья упряжка Санта-Клауса пролетела над Москвой

    Праздник приближается — из жарких стран оленья упряжка Санта-Клауса добралась и до России. Она пролетела над Москвой, 24 декабря сообщает…